Управление образования муниципального образования « Мухоршибирский район» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении « Новозаганский детский сад» СОГЛАСОВАНО: Педагогический совет Протокол № 3 от «J7»20ЗЗ. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально - гуманитарной направленности « Звуковичок» ( коррекция звукопроизношений у детей 5-7 лет с легкими нарушениями речи(с сохраненным слухом и интеллектом) ,как условия расширения личностного и познавательного опыта ребенка. Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Общее количество часов - 36 Разработчик: Суменкова Татьяна Ивановна, воспитатель с. Новый Заган, 2023 г. № 2 ПАСПОРТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ лист Образовательное МБДОУ « новозаганский детский сад» учреждение СОГЛАСОВАНО: 3 4 УТВЕРЖДАЮ: ДОП, Название 5 Направленность ДОП Охват по возрасту 5-7 лет детей: Срок реализации: 1 ГОД АвторСуменкова Татьяна Ивановна,воспитатель разработчик, ФИО, должность Территория, год с. Новый Заган, 2023-2024г. I. Основные характеристики программы 1-1. Пояснительная записка Название ДОП «Звуковичок» (по коррекция звукопроизношений ; детей 5-7 лет с легкими нарушениями речи( < сохраненным слухом и интеллектом), как условш расширения личностного и познавательного опыт! ребенка. Общеобразовательная модифицированная программа Тип программы Социально-педагогическая (гуманитарная) Направленность Актуальность В настоящее время проблема подготовки детей ь овладению грамотой в детских садах является особе актуальной. Как отмечается в специальной литературе, ь последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у неге трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Нс дело резко меняется с началом' школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. 1 6 7 8 9 1.1 1.2 И. о заведующей Иванова Л. П «Звуковичок» ( коррекция звукопроизношений у дете 5-7 лет с легкими нарушениями речи( с сохранении слухом и интеллектом), как условия расширени личностного и познавательного опыта ребенка. Социально-педагогическая (гуманитарная) 1.3 1.4 1.5 1.6 Специально подобранные творческие игры, упражнения Отличительные особенности ДОП и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли в условиях детского сада общеразвивающего вида и тем самым успешно осваивать основную образовательную программу. Методики, приемы, технологии и формы работы с Педагогическая целесообразность: детьми, используемые в обучении и воспитании подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребенка. Образовательную деятельность предполагается осуществлять посредствам игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Любое занятие важно заканчивать только теми заданиями, которые интересны ребенку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении и воспитании важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные способности ребенка. Данная программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для коррекции звукопроизношений. Обеспечение системы средств и условий для устранения Цель программы речевых недостатков у детей 5- 7 лет с легкими нарушениями речи( с сохраненным слухом и интеллектом) и своевременного их полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Задачи. • Раннее выявление речевых нарушений • Формирование полноценных произносительных навыков и артикуляционных навыков звукопроизношения. • Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза • Обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значения слов. • Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной 1.7 1.9 2.1 2.2 2.3 Возраст обучающихся, согласно дифференциации Формы занятий Объём программы (колво час. на весь период обучения) Срок реализации ДОП(кол. недель, мес., лет) Режим занятий (ск.раз в нед., всего по годам обучения) 3.1 Планируемые результаты (ЗУН): 3.2 Способы и формы проверки результатов (система оценочных коррекционной задачи по автоматизации в ре1 уточненных в произношении фонем • Осуществление преемственности в работе родителями воспитанников. 5- 7 лет (старший, подготовительный дошкольный) Групповые и индивидуальные.. обучающихся в группе 8-10 детей. 1-2. Объём программы 72 часа КоличестЕ Программа разработана на 1 год, 36 недель Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу ( академический час = 30 мин) 1-3. Планируемые результаты Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражаз свои мысли и желания, проявляет свои мысли инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делат умозаключение, знает и умеет пересказывать сказки составлять рассказы по серии сюжетных картино! Ребенок инициативен, самостоятелен в различных вида деятельности, способен выбрать себе занятие партнеров по совместной деятельности. Ребено понимает обращенную речь в соответствие параметрами возрастной нормы. Фонетическ правильно оформлять звуковую сторону речи. Владет навыками словообразования: продуцировать названи существительных от глаголов от прилагательные уменьшительно ласкательных и увеличительных фор! существительных и т.д. * Первоначальная диагностика, которая проводится в начале учебного года в форме беседы и обследования звукопроизношения. (См приложение) Итоговая диагностика осуществляется по окончании обучения, анализ пооводится в соавнении оезультатов средств, мониторинг эффективности ДОП) Перечень разделов, тем, всего час, практические теоретические занятия, форма контроля по годам обучения обследования первоначальной диагностики и итоговой. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и т.д. II. Содержание программы 2.1.Учебно - тематический план (см. УТП на 36 недель) 2.2. Содержание тем по годам 2.2.1 Основные Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, понятия курса дыхательная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, язычковая гимнастика, су-джок терапия. 2.2.2 Краткое описание 1 этап: Диагностика( Иншакова О.Б, Волкова Г.А). теоретических и изучение психических функций. Сбор анамнестических практических сведений. Логопедическое заключение. аспектов по 2 этап. Формирование артикуляторной базы. разделам УТП Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов. Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. 3 этап. Постановка звуков. Составляется из правильно произносимых звуков. Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. 4 этап. Продолжение постановки звука, автоматизация звука. Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному. Введение в речь первого поставленного звука. А) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, в фразах, в тексте. Б) устный анализ и синтез слов 5 этап. Дифференциация звуков сходных по звучанию. Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются ГТТТПТ*ТТ<^ ZVTTTA ТТП ^/ЛГПГ> ТТТТТ Т/Л Г»Т1ТГТ*ТТ 1 1 ТТ/4»/4> /Л»А /ЛТТТТТТПТТТТТТ 2.2.3 Формы контроля по разделам и уровням: стартовый, базовый, продвинутый изученных и поставленных ранее звуков. 6 этап. Обучение рассказыванию на базе правильн произносимых звуков, в лексических и грамматически упражнений, по серии сюжетных картинок. Далее все этапы будут повторяться для новых звуков которые берутся для закрепления в зависимости о быстроты их постановки. При этом предусматриваете постепенное усложнение форм звукового анализа. Опрос, викторины, наблюдение, демонстрация, диагностика. 2.3. Календарно-учебный график 2.3.1 Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий, количество часов, тема, место проведения, форма контроля по каждому году обучения (приложение) III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации 3.1. Методическое 1. Игровые технологии обеспечение ДОП 2. Здоровьесберегающие (методики, 3. ИКТ-технологии технологии) 4. Личностно-ориентированные 5. Метапредметные 3.2 Метод, виды Участие в различных конкурсах: продукции - «Радуга талантов» (разговорный жанр) - «Видеоролики». Участие в различных мероприятиях: - «День открытых дверей» в ДОУ; - «1 июня - День защиты детей». Дидактические материалы и средства, используемые при 3.3. Условия реализации ДОП реализации программы обучения, включают в себя: - практические и теоретические задания творческого, (ресурсы для проведения развивающего и занимательного содержания для занятий) групповой работы; - специальную литературу; - карты, схемы, буклеты, наборы, конструктор « лего»; - кино - и видеопродукцию, слайды, фотоальбомы; - развивающие игры для занятия риторикой и развития коммуникативных навыков. « основная образовательная программа дошкольного образования; от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3.4. Используемая литература 1. Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М., 1997 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999 3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов - Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева - Ярославль: «Академия развития», 2007г. 208 с 4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М: Просвещение 5. Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие. М.,1997 6. Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 7. Гомзяк О. С. Говорим правильное 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе. 8. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000 9.Зырянова Л.Н. Занятия по развитию речи в ДОУ - Л.Н Зырянова, Т.В. Лужбина - Ростов н/Д: Феникс, 2012. 271 с. ЮЁлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем> Ярославль, 1997 11. Косинова . Е. М, Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет М.: Эксмо,2012-112с 12. Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспекты занятий е детьми старшего дошкольного возраста - авт.-сост. Л.Е Кыласова - Волгоград: Учитель, 2012. - 235 с 13. Ляско. Е. Е. развитие речи от первых звуков де сложных фраз\ Е.Е. Ляско-Спб.: речь2010-190 стр. 14. Миронова. С. А. развитие речи дошкольников н< логопедических занятиях. Книга для логопеда/ С. А Миронова-М.: ТЦ Сфера, 2007- 192 стр 15. Нищева. Н. В, речевая карта ребенка с общин недоразвитием речи от 4 до 7 лет. 16. Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2ОО2 17. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развита: речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002 18. Ушакова О.С. и др. Развитее речи и творчеств дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий М., ТЦ «Сфера» 2006 19. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд перераб. и дополн. - Под ред. О.С. Ушаковой - М.: TI Сфера, 2011.-272 с. 20. Я учусь пересказывать. издательство Детство пресс. 3.5. Части 1-5.- Спб Интернет ресурсы: http: //www/ logoped. Ru/ skotes30/htm http ://www/pedlib. ru Инфоурок https://infourok.ru/ Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/ Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/ Дети-онлайн https://deti-online.com/ Детский час https://detskivchas.ru/ Интернет ресурсы Дети-онлайн https://deti-online.com/ для учащихся и Детский час https://detskiychas.ru/ родителей