ЗВУКОВИЧОК

Управление образования муниципального образования
« Мухоршибирский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении
« Новозаганский детский сад»

СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
Протокол № 3
от
«J7»20ЗЗ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
социально - гуманитарной направленности
« Звуковичок»
( коррекция звукопроизношений у детей 5-7 лет с легкими нарушениями
речи(с сохраненным слухом и интеллектом) ,как условия расширения
личностного и познавательного опыта ребенка.

Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Общее количество часов - 36

Разработчик: Суменкова Татьяна
Ивановна, воспитатель

с. Новый Заган, 2023 г.

№

2

ПАСПОРТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
лист
Образовательное МБДОУ « новозаганский детский сад»
учреждение
СОГЛАСОВАНО:

3
4

УТВЕРЖДАЮ:
ДОП, Название

5

Направленность
ДОП
Охват по возрасту 5-7 лет
детей:
Срок реализации: 1 ГОД
АвторСуменкова Татьяна Ивановна,воспитатель
разработчик,
ФИО, должность
Территория, год
с. Новый Заган, 2023-2024г.
I. Основные характеристики программы
1-1. Пояснительная записка
Название ДОП
«Звуковичок» (по коррекция
звукопроизношений ;
детей 5-7 лет с легкими нарушениями речи( <
сохраненным слухом и интеллектом), как условш
расширения личностного и познавательного опыт!
ребенка.
Общеобразовательная модифицированная программа
Тип программы
Социально-педагогическая (гуманитарная)
Направленность
Актуальность
В настоящее время проблема подготовки детей ь
овладению грамотой в детских садах является особе
актуальной. Как отмечается в специальной литературе, ь
последнее десятилетие растет число детей с
отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь
ребенка в целом понятна и не вызывает у неге
трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к
ней не предъявляются особые требования. Небольшие
отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Нс
дело резко меняется с началом' школьного обучения.
Уже на первых порах обучения чтению и письму такие
дети испытывают значительные затруднения, пишут с
ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное
отношение к школе, отклонение в поведении,
повышенная утомляемость и невроз.

1

6

7
8

9

1.1

1.2

И. о заведующей Иванова Л. П
«Звуковичок» ( коррекция звукопроизношений у дете
5-7 лет с легкими нарушениями речи( с сохранении
слухом и интеллектом), как условия расширени
личностного и познавательного опыта ребенка.
Социально-педагогическая (гуманитарная)

1.3

1.4

1.5

1.6

Специально подобранные творческие игры, упражнения
Отличительные
особенности ДОП и задания позволяют развить оптико-пространственные
представления, расширить словарный запас, учат
правильно строить фразы, излагать свои мысли в
условиях детского сада общеразвивающего вида и тем
самым успешно осваивать основную образовательную
программу.
Методики, приемы, технологии и формы работы с
Педагогическая
целесообразность: детьми, используемые в обучении и воспитании
подобраны из числа адаптированных к особенностям
физиологии и психологии ребенка. Образовательную
деятельность предполагается осуществлять посредствам
игры, являющейся основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности.
Любое занятие важно заканчивать только теми
заданиями, которые интересны ребенку, доставляют ему
удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует
его успешности. При обучении и воспитании важно
дозировать объем материала, индивидуализировать темп
его подачи, учитывать произносительные способности
ребенка. Данная программа предполагает тщательно
продуманную систему упражнений для коррекции
звукопроизношений.
Обеспечение системы средств и условий для устранения
Цель программы
речевых недостатков у детей 5- 7 лет с легкими
нарушениями речи( с сохраненным слухом и
интеллектом) и своевременного их полноценного
личностного развития, обеспечение эмоционального
благополучия и организации взаимодействия субъектов
образовательного процесса.
Задачи.
• Раннее выявление речевых нарушений
• Формирование полноценных произносительных
навыков
и
артикуляционных
навыков
звукопроизношения.
• Развитие
фонематического
восприятия,
фонематических
представлений,
доступных
возрасту форм звукового анализа и синтеза
• Обогащение
словаря
преимущественно
привлечением
внимания
к
способам
словообразования, к эмоционально-оценочному
значения слов.
• Развитие связной речи в процессе работы над
пересказом,
с
постановкой
определенной

1.7

1.9

2.1

2.2

2.3

Возраст
обучающихся,
согласно
дифференциации
Формы занятий

Объём
программы (колво час. на весь
период обучения)
Срок реализации
ДОП(кол. недель,
мес., лет)
Режим занятий
(ск.раз в нед.,
всего по годам
обучения)

3.1

Планируемые
результаты
(ЗУН):

3.2

Способы и формы
проверки
результатов
(система
оценочных

коррекционной задачи по автоматизации в ре1
уточненных в произношении фонем
• Осуществление преемственности в работе
родителями воспитанников.
5- 7 лет (старший, подготовительный дошкольный)

Групповые
и
индивидуальные..
обучающихся в группе 8-10 детей.
1-2. Объём программы
72 часа

КоличестЕ

Программа разработана на 1 год, 36 недель

Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу (
академический час = 30 мин)
1-3. Планируемые результаты
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражаз
свои мысли и желания, проявляет свои мысли
инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делат
умозаключение, знает и умеет пересказывать сказки
составлять рассказы по серии сюжетных картино!
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных вида
деятельности, способен выбрать себе занятие
партнеров по совместной деятельности. Ребено
понимает обращенную речь в соответствие
параметрами
возрастной
нормы.
Фонетическ
правильно оформлять звуковую сторону речи. Владет
навыками словообразования: продуцировать названи
существительных от глаголов от прилагательные
уменьшительно ласкательных и увеличительных фор!
существительных и т.д.
*

Первоначальная диагностика, которая проводится в
начале учебного года в форме беседы и обследования
звукопроизношения. (См приложение)
Итоговая диагностика осуществляется по окончании
обучения, анализ пооводится в соавнении оезультатов

средств,
мониторинг
эффективности
ДОП)

Перечень
разделов, тем,
всего час,
практические
теоретические
занятия, форма
контроля по
годам обучения

обследования первоначальной диагностики и итоговой.
Осуществляется путем наблюдений, бесед,
экспериментальных оценок, тестирования, диагностики
речи и т.д.

II. Содержание программы
2.1.Учебно - тематический план
(см. УТП на 36 недель)

2.2. Содержание тем по годам
2.2.1 Основные
Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика,
понятия курса
дыхательная гимнастика, чистоговорки, скороговорки,
язычковая гимнастика, су-джок терапия.
2.2.2 Краткое описание 1 этап: Диагностика( Иншакова О.Б, Волкова Г.А).
теоретических и
изучение психических функций. Сбор анамнестических
практических
сведений. Логопедическое заключение.
аспектов по
2
этап.
Формирование
артикуляторной
базы.
разделам УТП
Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания
для развития психических процессов. Формирование и
развитие
артикуляторной
базы,
развитие
и
совершенствование
сенсомоторных
функций,
психологических предпосылок и коммуникабельности,
готовности к обучению.
3 этап. Постановка звуков. Составляется из правильно
произносимых звуков. Закрепление имеющегося уровня
звукового анализа и синтеза.
4 этап. Продолжение постановки звука, автоматизация
звука. Насыщается вновь поставленным звуком. Из
упражнений
исключаются
звуки
близкие
к
поставленному. Введение в речь первого поставленного
звука.
А) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, в
фразах, в тексте.
Б) устный анализ и синтез слов
5 этап. Дифференциация звуков сходных по звучанию.
Насыщается
дифференцируемыми
звуками
и
закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются
ГТТТПТ*ТТ<^

ZVTTTA

ТТП

^/ЛГПГ> ТТТТТ Т/Л

Г»Т1ТГТ*ТТ

1 1 ТТ/4»/4> /Л»А /ЛТТТТТТПТТТТТТ

2.2.3 Формы контроля
по разделам и
уровням:
стартовый,
базовый,
продвинутый

изученных и поставленных ранее звуков.
6 этап. Обучение рассказыванию на базе правильн
произносимых звуков, в лексических и грамматически
упражнений, по серии сюжетных картинок.
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков
которые берутся для закрепления в зависимости о
быстроты их постановки. При этом предусматриваете
постепенное усложнение форм звукового анализа.
Опрос, викторины, наблюдение, демонстрация,
диагностика.

2.3. Календарно-учебный график
2.3.1 Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий,
количество часов, тема, место проведения, форма контроля по каждому году
обучения (приложение)
III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации
3.1. Методическое
1. Игровые технологии
обеспечение ДОП 2. Здоровьесберегающие
(методики,
3. ИКТ-технологии
технологии)
4. Личностно-ориентированные
5. Метапредметные
3.2
Метод, виды
Участие в различных конкурсах:
продукции
- «Радуга талантов» (разговорный жанр)
- «Видеоролики».
Участие в различных мероприятиях:
- «День открытых дверей» в ДОУ;
- «1 июня - День защиты детей».
Дидактические материалы и средства, используемые при
3.3. Условия
реализации ДОП реализации программы обучения, включают в себя:
- практические и теоретические задания творческого,
(ресурсы для
проведения
развивающего и занимательного содержания для
занятий)
групповой работы;
- специальную литературу;
- карты, схемы, буклеты, наборы, конструктор « лего»;
- кино - и видеопродукцию, слайды, фотоальбомы;
- развивающие игры для занятия риторикой и развития
коммуникативных навыков.
« основная образовательная программа дошкольного
образования; от рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

3.4.

Используемая
литература

1. Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста.
Пособие для
воспитателей и родителей. М., 1997

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников:
Популярное пособие для родителей и педагогов - Н.Н.
Васильева, Н.В. Новоторцева - Ярославль: «Академия
развития», 2007г. 208 с
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М:
Просвещение
5. Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение
в детском возрасте: учебное пособие. М.,1997
6. Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П.,
7. Гомзяк О. С. Говорим правильное 5-6 лет. Конспекты
фронтальных занятий в старшей логогруппе.
8. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать
и правильно произносить звуки. М., 2000
9.Зырянова Л.Н. Занятия по развитию речи в ДОУ - Л.Н
Зырянова, Т.В. Лужбина - Ростов н/Д: Феникс, 2012. 271 с.
ЮЁлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать
и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем>
Ярославль, 1997
11. Косинова . Е. М, Уроки логопеда. Тесты на развитие
речи для детей от 2 до 7 лет М.: Эксмо,2012-112с
12. Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспекты занятий е
детьми старшего дошкольного возраста - авт.-сост. Л.Е
Кыласова - Волгоград: Учитель, 2012. - 235 с
13. Ляско. Е. Е. развитие речи от первых звуков де
сложных фраз\ Е.Е. Ляско-Спб.: речь2010-190 стр.
14. Миронова. С. А. развитие речи дошкольников н<
логопедических занятиях. Книга для логопеда/ С. А
Миронова-М.: ТЦ Сфера, 2007- 192 стр
15. Нищева. Н. В, речевая карта ребенка с общин
недоразвитием речи от 4 до 7 лет.
16. Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2ОО2
17. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развита:
речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
18. Ушакова О.С. и др. Развитее речи и творчеств
дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий
М., ТЦ «Сфера» 2006
19. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд
перераб. и дополн. - Под ред. О.С. Ушаковой - М.: TI
Сфера, 2011.-272 с.

20. Я учусь пересказывать.
издательство Детство пресс.

3.5.

Части

1-5.-

Спб

Интернет ресурсы:
http: //www/ logoped. Ru/ skotes30/htm
http ://www/pedlib. ru
Инфоурок https://infourok.ru/
Социальная сеть работников образования
https://nsportal.ru/
Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/
Дети-онлайн https://deti-online.com/
Детский час https://detskivchas.ru/
Интернет ресурсы Дети-онлайн https://deti-online.com/
для учащихся и
Детский час https://detskiychas.ru/
родителей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89240187024

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».